Чего ты хочешь, Заказчик?

Заказчик сам не знает, чего он хочет.

Раньше такая мысль считалась юмором в жанре абсурда. Типа, как же так, заказчик что-то просит, а что — сам не знает.
Такой фразой ругали заказчиков, регулярно меняющих требования.

Но что происходит в сфере автоматизации бизнеса?
Владелец фирмы видит у себя в офисе компьютеры. Он следит за прогрессом, читает журналы, читает этот блог и понимает, что компьютеры могут заметно ускорить дела его фирмы.
Но как это сделать? Он зовет программиста и говорит: вот такие у нас компьютеры, вот такие у нас дела, вот столько у нас денег — пусть всё будет автоматически делаться.
И это уже задача программиста решить, как и что должно быть сделано (какие программы должны быть написаны, какие сайты должны быть развернуты), чтобы на фирме дела стали происходить быстрее, надежнее, нагляднее и прозрачнее.

Иными словами, заказчик имеет право не знать, чего он хочет. Он и так уже сделал немало: осознал, что автоматизация это шаг вперед, причем доступный. Для современного российского бизнесмена совсем не мало, поверьте мне.

Я сейчас занимаюсь автоматизацией процессов в одной туристической фирме. Директор этой фирмы поставил стратегическую задачу так:
— Я через полгода уеду за границу учиться. И я хочу оттуда через интернет “видеть”, как и что в фирме происходит. Все договоры, заказы, счета, оплаты, всех клиентов, партнеров, поставщиков и так далее.
Директор может и должен рассказать мне, как организованы процессы в фирме и какие нужны отчеты.
Но директор не может рассказать мне, как это должно в итоге выглядеть. Решить, как должна быть организована база данных, какие там должны быть кнопочки, меню и таблицы и так далее — это часть моей задачи.

Иногда проще считать, что заказчик не может знать, чего он хочет. Заказчик лишь знает, какие чувства у него должны возникнуть, когда продукт будет готов.

Оставить комментарий